?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История с загадкой...

Друзья мои, несколько лет назад в передаче "Жди меня" увидел я довольно загадочную историю, которая надолго запала в душу.
Тогда у меня еще не было блога в ЖЖ.
Сейчас я разыскал этот сюжет в архиве передачи. Вот он http://poisk.vid.ru/?p=2&do=showair&id=6508

В кратце история такова:
Яковлев Виктор Степанович ищет родных, с которыми расстался в 1933 г., когда ему было 4-5 лет. Он жил в Москве у трех вокзалов. И потерялся самым нелепым образом. По его воспоминаниям его семья состояла из четырех человек: мама, папа (у него была борода), брат Ваня и он сам - его тогда, как он помнит, звали Петя. Фамилия по воспоминаниям возможно была Малов. Они жили в одной остановке от Ленинградского вокзала.

Маленький Петя вместе со своим другом из соседнего дома любили вскакивать на подножку поезда (электрички) и проезжать одну остановку, потом возвращались обратно. Однажды, как всегда, друзья проехали одну остановку. А обратно Петя не успел вскочить на поезд и друг уехал один. Петя побродил немного по перрону и сел на какую-то электричку, приехал на незнакомую остановку. На этой остановке к нему подошел милиционер и отвел его в отделение милиции, дальше мальчика отправили в Даниловский детприемник, потом - в детский дом. Прошло 63 года.
В сюжете Виктор Степанович вскользь упоминает и о том как они добирались до вокзала от дома - тоже на подножке. Очевидно трамвая...
Так вот, дорогие мои, а не попробовать ли нам восстановить события и не поискать ли отправную точку - откуда мог ехать маленький Петя, где мог сесь не на тот обратный  поезд и куда в результате приехал.
Я не знаю жив ли еще Виктор Степанович, но родственники у него точно есть.
А для знатоков и любителей старой  Москвы - хорошая причина покопаться в НАСТОЯЩЕЙ истории.
Прошу предлагать версии, подтвержденные документально (карты, фото, архивные данные).

UPD № 1 от 27/01/2012. (Он же – версия №1)
Силами мозгового штурма отряда полуночников из moya_moskva  можем  рассмотреть следующую версию (курсивом будут даны комментарии по её совпадению с воспоминаниями Виктора Степановича).

А) 1-ый факт. Остановка у Ленинградского (на тот момент Октябрьского (именно поэтому данное направление РЖД до сих пор называется Октрябрьским )) вокзала, до которой доезжали мальчики, чтобы дальше покататься на пригородных поездах.

Наше предположение, что остановки  трамваев, следующих в противоположных направлениях были разнесены – 100% подтверждаются фотоархивами.
Фото №1  ( 1934 год) Каланчевской (ныне Комсомольской) площади.
Стрелками показаны направления движения трамваев. Кружком обведена остановка.
Снимок сделан от Каланчевского ж/д моста в сторону Сокольников. Взято отсюда:
http://oldmos.ru/photo/view/24191



На фото №2 (1928 год) показана остановка трамвая следующего от Каланчевской в сторону Красносельской/Сокольников. Остановка располагалась напротив Казанского вокзала. Стрелками на трамваях указаны их направления движения. Данная остановка с остановившимся трамваем запечатлена и  на многих более ранних фотографиях (до реконструкции площади 1934 – 1935 гг). Взято отсюда http://oldmos.ru/photo/view/43339



Таким образом, исходя из расположения наиболее близкой  к Ленинградскому вокзалу остановки трамвая, можно предположить, что дети приехали к вокзалу со стороны Красносельской/Сокольников.


Б) Попробуем вычислить остановку с которой мальчики ехали к вокзалу.
Здесь маленькое отступление с частичными ответами на вопросы тех, кто считает, что повзрослевший Петя мог  в последствии приехать и узнав родные места  разыскать свой дом и родных.

Увы, друзья мои, это сделать было крайне трудно, а скорее всего и невозможно… Весь трагизм ситуации в том, что в 1933 -1934 гг .  «от Сокольников до Парка» отрытым способом прокладывали первую линию метро. В процессе – расширялась Краснопрудная улица, сносилось множество домов.  Уже в 1935г. улицу было трудно узнать.
На фото №3 (по уточненным данным фото сделано не ранее осени 1933) можно воочию убедиться в масштабах проводимых в 1933-1934гг работ. Взято отсюда http://oldmos.ru/photo/view/27662


Продолжим. Для  помощи воспользуемся  планом города Москвы 1932 г. (спасибо сайту www.retromap.ru).
На фото № 4 выделен район Краснопрудной улицы и трёх вокзалов.


Благодаря этому мы получаем достаточно большое количество полезной информации для дальнейших поисков:
- номера трамваев следовавших через Каланчевскую площадь  - 8, 4, 6, 10, 21, 32, 45, 49 (жирным выделены трамваи, имевшие конечную остановку «Каланчевская ул.»)
- номера автобусов  -1, 6, 8, 18 (жирным выделены автобусыи, имевшие конечную остановку «Каланчевская ул.»)

- дополнительное подтверждение того, что  трамвайная линия в сторону центра подходила к Ленинградскому вокзалу, а линия от центра – к Казанскому
- отделения милиции № 22 и № 23 с границей ответственности по  Каланчевской улице.

Как уже было предположено – мальчики ехали со стороны Красносельской.
Их дом очевидно располагался с правой  стороны Краснопрудной улицы (если смотреть по направлению от Красносельской в сторону вокзалов).

Эти обстоятельства имеют ряд косвенных подтверждений:
- на требовалось переходить оживлённую улицу (ребенку в возрасте 4-5 лет мама с папой на 200% это запрещали) как в направлении вокзала (ехали на трамвае), так и назад (возможно, шли пешком);
- если бы они жили по левой стороне улицы – то смысла ездить до Ленинградского вокзала для пацанов не было – т.к. гораздо ближе проходили ж/д пути Казанского направления с множеством тупиков и отстойников и добраться туда было бы ближе, быстрей и  безопасней;
- этот район четко попадал в зону юрисдикции 23 отделения милиции, в которое по факту обратились родители пропавшего мальчика, и шансов найтись у него было бы гораздо больше.

Говоря об отделениях милиции 22 и 23 я хотел обратить внимание, что ребенок пропал на границе ответственности этих отделений, а лишнюю работу делать никто не любит.

Но, продолжим…
Сайт «Московский Трамвай» даёт нам информацию о всех имевшихся в то время маршрутах трамваев.

Итак, маршрут трамвая №4 в 1933г. (http://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-004.htm) включал всего 2 остановки между Сокольнической пл. и улицей Каланчёвской -  Русаковская ул. и Краснопрудная ул.

 Трамвай № 6 (маршрут которого не изменялся  в период 1932г. – 1936г.) – имел остановки: Каланчёвская, Краснопрудная, Русаковская ул, Стромынка

Трамвай № 10: Каланчёвская, Краснопрудная, Русаковская ул, Стромынка

Трамвай № 32: Каланчёвская, Краснопрудная, Русаковская;
4я -Сокольническая/ Бабаевская.

Трамвай № 45: Каланчёвская, Краснопрудная, Н.Красносельская.

Трамваи №№ 8, 21 и  49 – для нас в данной версии интереса не представляют, поскольку от своей конечной остановки двигались в другом направлении.

Автобусы (сайт «Московский автобус» - http://bus.ruz.net/history)   6 и 18 от Каланчевки шли одним маршрутом: с остановками Краснопрудная улица  и Верхняя Красносельская улица.
Автобусы 8 и 1– имели конечную на Каланчевской  от которой двигались в другом направлении.

В сухом остатке имеем 3 потенциальных кандидата: Краснопрудная, Русаковская ул. и Нижняя Красносельская.

Остановки  Нижняя Красносельская и Русаковская – пока оставим в стороне, исходя из предположений (выше) о расположении дома мальчиков.
Таким образом – ул. Краснопрудная – наивероятнейший кандидат (в том числе и потому, что  Виктор Степанович сам говорит о том, что жил в одной остановке от вокзала).

Как выглядела ул. Краснопрудная в 1933г . мы уже видели на фото №3.
Хорошим средством помощи послужили бы архивные фото этой улицы 1932г.

Есть достаточная  вероятность того, что дом, в котором жили детишки располагался (а возможно все еще и находится) во дворах Краснопрудной улицы по правой стороне в сторону центра на протяжении от Верхней Красносельской до Ярославского вокзала…

Приметы дома (со слов Виктора Степановича) – кирпичный, высотой 4-5 этажей.
Кирпичный - именно это отложилось в памяти мальчика. Не каменный, а именно – кирпичный. Может быть потому, что был сложен из красного кирпича?

Спасибо всем за идеи!
Продолжение последует..............

UPD № 2 от 30/01/2012. Фактически продолжение версии №1.
Перелопатив за выходные множество сайтов по районам Красносельское и Каланчевка прихожу к выводу о правильности версии про Краснопрудную улицу.  
В рамках реализации плана реконструкции Москвы именно Краснопрудная "пострадала" больше своих соседей.  Здесь помимо открытой прокладки метро, прокладывалась еще и часть Кировского проспекта.
В короткий период Краснопрудная изменилась до неузнаваемости.
Множество малоэтажных строений, располагавшихся  по обеим сторона
м были снесены и на их месте возвигнуты неоклассические сталинские строения.
Внутренние дворики в большинстве случаев постигла таже участь.
Вот несколько примеров с деталями Краснопрудной до 1934г.
Фото №5 и №6 (взято отсюда http://mosday.ru)- Демонстрация рабочих летом 1931г. Обратим внимание на общую панораму улицы (насколько можно разглядеть) и брусчатку... Именно такой и должен был помнить маленький Петя свою улицу.





1934 год фактически стал переломным. Облик Краснопрудной и её двориков резко изменился.
На фото № 7, №8 и №9  (спасибо http://oldmos.ru, http://sovarch.ru и http://tram.rusign.com) новые дома, потроенные в период 1934 - 1938гг.  От брусчатки нет и следа - всё закатано в асфальт.






К сожалению снимков правой стороны улицы (по направленю в центр), которые позволили бы оценить панораму изменений того времени, особо найти не удалось.
Тем не менее (спасибо спасибо http://oldmos.ru) на фото № 10 и 11 - новенький павильен ст. метро Красносельская из-за которого робко выглядывают  домишки.




На фото №12 (http://oldmos.ru) - только что построенное метродепо "Северное" - занявшее значительную площадь дворов Краснопрудной и  Верхней Красносельской...


И завершает обзор  правой стороны - фотография 1999г. ( http://oldmos.ru)


Если у кого-то из вас или ваших знакомых найдутся фотографииэтих мест  30-х /40-ч годов буду очень признателен.

Таким образом, маленький Петя, даже если бы попал бы в родные мест спустя 2 -3 года, всё равно не смог бы их узнать...

В  30-х гигантскими волнами  раскручивалась  сталинская мясорубка, потом война - как ластиком стирая имена, судьбы, жизни...

Если и есть способ разыскать следы родных Виктора Степановича, то это скорее всего архивы МВД.
Лето 1933г., 23 отделение милиции, заявление о пропавшем мальчике Пете...




Profile

яволь
independent_msk
independent_msk

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner